(Persian Classical Music)Год/Year: 2005
Лейбл/Label: Kargah-e Musiqi
Жанр/Genre: Ethnic/Folk
Формат/Format: mp3 320 kbps
Размер/Size: 103 Mb (включая 3% на восст. + скан буклета)
Размещение/Hosting: Rapidshare/Ifolder
Несмотря на очень малое количество скачиваний предыдущего персидского альбома - продолжаем наше знакомство с персидской музыкой.
Персидские национальные инструменты - танбур(tanbur) и томбак(tombak).
Играют - мастер игры на танбуре Ali-Akbar Moradi и Pejman Hadadi на томбаке.
Далее, позволю себе привести выдержки из статьи, помогающей европейскому слушателю, немного разобраться в основе музыки исламского мира...
Общее время: 40:32
Танбур (тамбур, тенбур) - струнный щипковый инструмент, распространенный в арабских странах, а также странах Ближнего Востока и Средней Азии. Состоит из долбленого или склеенного из отдельных клепок деревянного корпуса грушевидной формы и длинной шейки с навязными или врезными ладами. Имеет три струны. Иногда первая и третья - парные.
Настройка струн различная; чаще всего первая и третья струны настраиваются в унисон, а средняя - в кварту или квинту к ним. Звук извлекают плектром. Общая длина танбура - 1100-1300 мм. Настройка G, D, G или G, d, G.
Тонбак(tombak) - иранский традиционный перкуссионный инструмент (барабан) в форме кубка. Существуют различные версии происхождения названия этого инструмента. По основной из них название является объединением названий основных ударов Tom и bak. Сразу оговорим нюансы написания и произношения. В персидском языке буквосочетание "нб" произносится как "м". Отсюда пошло разночтение названий "тонбак" и "томбак". Интересно, что даже в фарси можно встретить запись равнозначную произношению "томбак". Однако правильным считается писать "тонбак", а произносить "томбак".
По другой версии, tonbak происходит от слова tonb, что в буквальном переводе означает "живот". Действительно, тонбак имеет выпуклую форму, подобную животу. Хотя, конечно, первая версия является более общепринятой. Остальные названия (tombak/donbak/dombaк) являются вариациями первоначального. Ещё одно название - zarb - имеет арабское происхождение (вероятнее всего от слова darab, что означает звук удара в барабан).
Играют на тонбаке пальцами, что характерно в целом для перкуссии восточного происхождения. Звук инструмента, благодаря не слишком сильному натяжению кожи и специфической форме корпуса, богат тембровыми оттенками, наполнен несравненной глубиной и плотностью баса.
Конструкция. Корпус барабана изготавливается из дерева. В качестве материала, как и для изготовления грифа сетара, используется дерево грецкого ореха. Его древесина во многих странах считается наилучшей для изготовления барабанов. На корпус натянута кожа, которая приклеивается к ободу. Настроечные механизмы у томбака отсутствуют. Однако воздействие температуры или влажности способствуют изменению высоты звучания, поэтому инструмент требует особо бережного ухода. А у профессиональных исполнителей практикуется наличие сразу нескольких инструментов, дабы концертное исполнение могло состояться в любых климатических условиях.
"...
Традиционной иранской музыке трудно подобрать аналоги в европейской традиции. Она никогда не использовалась в религиозных церемониях - в исламе подобное недопустимо. Ее не назовешь народной - она доступна только профессиональным исполнителям и требует подготовленного слушателя. Классика? В западном понимании классика должна быть нотированной, с минимумом импровизации. Музыка, о которой мы ведем речь, ни в коем случае не развлекательная, у нее совершенно другое настроение.
Импровизационное начало в иранской традиции приводит на ум слово "джаз", но попробуйте прослушать подряд несколько минут того и другого - они настолько противоположны, что кажется невероятным их сосуществование на одной планете. Свобода исполнителя может быть очень разной, на то она и свобода. Джазовая импровизация обычно строится на некоторой гармонической схеме. У иранских музыкантов - на древнем, отшлифованном столетиями собрании мелодических фрагментов, тесно увязанном с определенным ладом.
Способен ли вообще человек, впервые услышавший музыку Ирана в зрелом возрасте, оценить ее красоту, проникнуться ее особой страстностью, не выброшенной в пространство в виде ударной волны, а будто бы сконцентрированной внутри замкнутой сферы? Даже если ничего не знать об этой музыке, она может пробрать до мурашек по коже. Если только отстроиться на время от ритма повседневности, понять, что движение бывает не только вперед или назад...
В основе музыки исламского мира лежит удивительная форма под названием макам. Одновременно и лад, кардинально отличный от темперированного европейского, и принцип музицирования, и последовательность мелодических звеньев...
Музыка макаов удивительно вписывается в персидскую культуру. Утонченность мелодических и ритмических украшений напоминает растительные узоры ковров, цветной орнамент мечетей, выписанные до мельчайших деталей средневековые персидские миниатюры, россыпь метафор в поэзии на фарси.
Есть в этой музыке и другой элемент - страсть, экстаз высочайшего накала. Здесь ее связь с мистикой суфиев. Недаром одним и тем же словом "хал" музыканты обозначают вдохновение, а суфии - внезапное, даруемое свыше озарение, сравнимое с ударом молнии прямо в сердце, когда душа очищается от земного и способна принять небесные дары...
Недаром одним и тем же словом "хал" музыканты обозначают вдохновение, а суфии - внезапное, даруемое свыше озарение, сравнимое с ударом молнии прямо в сердце, когда душа очищается от земного и способна принять небесные дары. Ритм этой музыки тоже универсален, увязан с общим потоком времени и с натурой человека...
Мастер игры на танбуре - Ali-Akbar Moradi...Инструмент танбур, на примере которого описывается искусство макамата (множ. число от "макам") соотносится одновременно с человеком и небом:
"Его корпус подобен голове, шейка - телу, а лады-пердэ - гортани человека. Его четыре струны подобны четырем кровеносным сосудам, находящимся вокруг сердца, пятая же - дыханию человека".
"Корпус тамбура - это земля. Его шейка - небо. Струны - это планеты. Пердэ соответствуют созвездиям, а сами поперечные перегородки подобны ступеням. Шейка нашего тамбура соответствует неподвижной сфере неба. Ибо она населена пердэ, подобно тому как шестиугольная неподвижная сфера неба имеет улицы и населена звездами. Далее, движение пальцев по пердэ инструмента соответствует движению планет по созвездиям. А при движении пальцев по пердэ инструмента происходят различные макаматы, подобно тому, как при движении планет по созвездиям происходят различные явления".
Двенадцать макамов ассоциируются с планетами и зодиакальным кругом. В некоторых трактатах утверждается, что они были изобретены Платоном и даже еще ранее Пифагором согласно знакам Зодиака. В ладовом отношении эта музыка действительно строится на пифагорейской гамме. Нужно помнить, что наследие античной Греции было воспринято вначале на Востоке, а уже оттуда попало в Европу. Еще в начале 9-го века халиф ал-Мамун основал Байт ал-Хикман (Дом Мудрости), где переводились классические труды древнегреческих философов и ученых, в том числе и музыкальные теории...