Год|Year: 1999
Жанр| Genre: World music, Spiritual, Sufi
Страна| Country: Turkey
Качество| Quality: 320 kbps
Размер| Size: 86 + 66 Mb
Track List1. Red Skies
2. I (heart) You
3. Wildflower
4. Manhem
5. Tahir Raks
6. Roman
7. One Truth
8. ARA'ya
9. Sufi
10. Istanbul
Для того чтобы понять, что играет этот музыкант, достаточно узнать, что в детские и юношеские годы он учился одновременно на классического музыканта и священника. А выбрав музыку, сошёлся с суфийскими музыкантами, которые поразили его идеей о необходимости слияния звука и духа.
Омар Фарук Текбилек известен во всем мире как виртуозный музыкант и миротворец. На данный момент он является наиболее известным и востребованным исполнителем в жанре world music. Несмотря на то, что его творчество уходит глубоко корнями в турецкую традиционную музыку, оно не знает никаких политических границ.
Омар Фарук родился в Адане (Турция) в музыкальной семье. От природы он был удивительно музыкально одаренным ребенком. Талант его был рано замечен родителями, которые и занялись воспитанием юного музыканта. В то же самое время Омар начал изучать ислам, собираясь впоследствии стать имамом. Музыкальный вкус Омара формировался под влиянием старшего брата и хозяина музыкального магазина, который много занимался с мальчиком. Омар в совершенстве изучил сложнейшие ритмы традиционной турецкой музыки, научился читать ноты и получил основополагающие музыкальные знания. Параллельно с этим Омар изготовил своими руками несколько музыкальных инструментов: ней (бамбуковая флейта), зурну, багламу (лютня с длинным грифом), уд (классическая арабская лютня) и множество перкуссий. В возрасте 12-ти лет он начал заниматься музыкой профессионально, выступая в местных заведениях. В 1967 году, когда Омару Фаруку исполнилось шестнадцать лет, он вместе с братом переехал в Стамбул, где стал очень востребованным сессионным музыкантом. Он исполнял и арабскую, и турецкую и даже западную музыку, брался за любую работу, предоставленную звукозаписывающей студией.
Тогда же он познакомился с членами древнего турецкого суфийского ордена Мелвени. Их мистическое учение, слияние духа и звука очень сильно повлияли на Омара Фарука.
Получив признание как один из лучших сессионных музыкантов, Омар отправился в турне по Европе и Австралии. В возрасте двадцати лет он поехал в Америку в составе турецкого ансамбля классической музыки. Здесь он встретил свою будущую жену, к которой и переехал жить на окраину Нью-Йорка в 1976 году.
В США он создал собственный ансамбль "Султаны" с клавишником из Египта, греком, играющим на бузуки и со своим сводным братом, игравшим на ударных. Начав как поп-группа, они очень скоро сменили направление и стали исполнять ближневосточную музыку. Записав пять альбомов в этом составе, Омар Фарук по-прежнему оставался неизвестным для широкой публики. Всё изменилось после судьбоносной встречи с Брайаном Кине, в соавторстве с которым Омар записал шесть альбомов. С тех пор он становится известным международной музыкальной общественности.
Сейчас Омар Фарук Текбилек является самым известным исполнителем ближневосточной музыки. Будучи мульти-инструменталистом он сотрудничал со многими известнейшими западными музыкантами, такими как Дон Черри, Джинджер Бейкер, Офра Хаза, Трилог Гурту и многими другими. Он записал музыку ко множеству художественных фильмов и телепрограмм и неоднократно выступал во множестве стран Европы, Австралии, Америки.
Музыка Омара Фарука Текбилека традиционна, но она испытывает влияние современных звуков. Он называет свой подход к музицированию "космическим". Основами своего творчества он считает мистицизм, традицию, романтизм и фантазию.
Омар Фарук Текбилек родился в турецком городке Аданали; первым, кто повлиял на формирование личности Омара Фарука, был его отец.
– Мой отец, да благословит Господь его душу, оказал огромное влияние на мою жизнь. Он был религиозный человек – не в формальном смысле этого слова, ибо он был очень открыт. Первое знание от него я получил, когда мне было три года. Я ходил с ним в мечеть, молился с ним.
Отец отправил сына в религиозную школу, где Омар изучал суфизм – мистическое ответвление ислама – и готовился стать священнослужителем. Однако в 15 лет он оставил школу – ему показалась странным, что религии разделены, ведь религия едина, как он полагал, – и решил стать профессиональным музыкантом.
– Но я никогда не прекращал учиться, – раздумчиво говорит он. – Я учусь по сей день, и моему учению нет конца. Музыка для меня – кратчайший путь к познанию Творца, моя игра – моя молитва.
17-летним юношей Омар Фарук отправился в Стамбул и там познакомился с дервишами из древнего суфийского ордена Мевлеви и, хотя в орден не вступил, испытал на себе глубокое воздействие их мистического подхода к звуку и духу.
Любовь к музыке пробудилась у Омара Фарука дома:
– Мой брат – прирожденный музыкант, он играл на флейте и был для меня настоящим гуру, – вспоминает Омар.
Когда Фарук подрос, он почувствовал, что его влечет не только флейта. Так он оказался магазине музыкальных инструментов, и владелец лавки – исполнитель на багламе, турецкой лютне с удлиненным грифом, – стал его первым настоящим учителем. Приходя в магазин после занятий в суфийской школе, Фарук знакомился со сложными ритмами турецкой музыки, изучал макамы.
Музыкант рассказывает о саксофонисте Бурхане Тонгуче, одном из тех, кто оказал большое влияние на Омара Фарука Текбилека. Они встретились, когда Омар Фарук был юношей, и у Бурхана Тонгуча были самые удивительные соображения относительно теории музыки:
– Он говорил: давай играть музыку птицам, давай играть музыку картинам. Он вложил в меня ту мысль, что любой предмет – это ритмический инструмент и что каждый – ударник. Без удара нет звука, говорил он.
Фарук начал приобретать популярность в Турции, и в 1971-м, в возрасте 20 лет, совершил короткий тур по США в составе ансамбля турецкой классической и фолк-музыки.
Во время гастролей он познакомился со своей будущей женой, но вернулся домой, чтобы отслужить в армии. В Америку он смог попасть лишь спустя пять лет и довольно скоро обнаружил, что в северной оконечности штата Нью-Йорк шансов заниматься турецкой музыкой у него немного. Он начал работать на фабрике одежды, а по выходным играл. Он организовал поп-группу «Султаны», которая довольно скоро переродилась в ансамбль музыки Ближнего Востока: клавишник был из Египта, струнник – грек. То были нелегкие годы – в пятницу Фарук «отбивал карточку» на фабрике и отправлялся в Нью-Йорк, где работал в музыкальных клубах. Но, вероятно, сказалось суфийское воспитание – он умел принимать тяготы судьбы философски.
И лишь в конце 1980-х «древо терпения» стало приносить плоды, Фарук смог, наконец, оставить работу на фабрике одежды и целиком посвятить себя музыке.
Сегодня Омар Фарук Текбилек – желанный гость на фестивалях «музыки мира» в разных уголках света, он с успехом выступает повсюду. Так, в течение года он принял участие в международном фестивале в Орландо, выступил в клубе «музыки мира» в Нью-Йорке, из Тель-Авива отправился в Турцию, оттуда – в Англию и Бразилию.
– Как вы понимаете слова «музыка мира?»
– Я полагаю, что по мере того, как мир становится все более универсальным, люди все лучше узнают друг друга, исследуют другие культуры и музыка – тот язык, который понятен всем, который связывает всех.
– Какую музыку вы играете? Каков ваш индивидуальный стиль?
– Самую разную – от фолка до классики. И стараюсь преподнести слушателям все разнообразие турецкой музыки. В Америке я начал заниматься гитарой, и это придало турецкой музыке, которую я играю, неповторимое звучание, легкий западный оттенок. У меня был прекрасный учитель саксофона, а другой прекрасный музыкант учил меня игре на барабанах, на ударных. Я думаю, что это разнообразие жанров, их соединение, сделало меня тем, кем я стал.
– Что вообще характерно для средиземноморской музыки? Вы можете сформулировать это в нескольких словах? Если вы скажете себе: средиземноморская музыка это... Что первое приходит вам на ум?
– Мелодическое богатство, мелодии более гибки, она трогательная, округлая, без острых углов, присущих западной музыке. И четверть тона, которой нет в западной музыке, – вот что придает этой музыке иной вкус.
– Но порой западные люди воспринимают эти «четвертинки» с трудом.
– К ним можно привыкнуть – ведь в природе существует все. Это человек поделил звуки на ноты. И потому нельзя говорить – этот звук правильный, а тот – нет. Важно чувство, которое скрывается за ним.
– У вас есть ученики?
– Да, у меня есть два ученика, которые приходят ко мне домой. Я беру за обучение минимальную плату, ибо я хочу поделиться с ними тем, что знаю. Мой учитель, да будет благословенна его душа, говорил мне – благодари Бога за знание, которое ты получил, и передай его другим.