Исполнитель: Александр Жихарев при участии Натальи Никольской
Дата: 2003
Формат: flac
Размер: 281 Mb
"...В 1991 году Жихарев запатентовал свое изобретение в России, а на международный патент денег не было, поэтому пользуются его изобретением бесплатно и даже не знают, кто создатель этого уникального музыкального инструмента.Впрочем, для нашей страны эта история неудивительна.
За рубежом его колокола назвали плоскими. Их сейчас отливают в Италии, и звучат они во многих странах Европы..."
Данная работа — первая попытка профессиональной записи музыкального инструмента, который представляет собой ладовый подбор бронзовых пластин (бил, плоских колоколов), изобретённого и изготовленного колокололитейщиком, звонарём Александром Жихаревым.
В 1988 г. в результате целенаправленного поиска была найдена форма била, которая, несмотря на внешнюю простоту, оказалась способной давать сопоставимые с колокольными по красоте и силе звучания.
Запись проводилась без репетиций, без дублей, все мелодии не имели заранее продуманной музыкальной формы и возникали непосредственно во время записи 12 октября 2002 г. у храма Вознесения в музее-заповеднике Коломенское."
В записи также принимала участие Наталия Никольская — звонарь театра "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева.
Да, действительно, на записи слышны "разговоры птиц" и люди: специалисты посоветовали не удалять их для придания музыке ещё большего объёма. Я так думаю, что у этих звуков есть и ещё одна функция: привязать музыку к нашему реальному, вещному миру, уж больно она неземная!
Как уже неоднократно повторялось, это импровизационная музыка, посему названия треков отсутствуют, их можно объединить общим названием — музыка души. Разные души рождают разную музыку, поэтому Александр Иванович ищет людей с поющей душой, желающих играть на билах. По его мнению, очень яркая и необычная музыка получается у детей, и он охотно даёт всем подошедшим детям попробовать поиграть. Правда, подчас это вызывает протесты разомлевших под солнцем и пивом пузатых мужчин, внимающих рядом на травке, ну так что ж...
В проекте есть ещё два, а то и три диска, однако, не всё понятно с возможностями записи и тиражирования, так что пока ждём. Желающие получить наиболее свежую информацию из первых рук, а то и просто поблагодарить или предложить помощь, могут обратиться к Александру Ивановичу по его телефонам (8-916-133-33-50 или (495)530-60-46), он разрешил, да и на обложке диска они есть.
------------------------------------------------------------------------
Родился Жихарев в 1951 году в селе Хорошево, где сейчас находится московский район Хорошево-Мневники. Образования он общего, никакого специального не получал. После армии работал шофером, затем уехал по комсомольской путевке в Набережные Челны на строительство Камаза, позже работал на заводе ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов) и отливал там колокола. В 80-е годы Александр Иванович служил звонарем в Кремле и в Храме Христа Спасителя, — и всюду он в поиске воплощения своей мечты. В 1988 году он нашел форму, сопоставимую по звучанию с традиционными колоколами и решил назвать ее «Било иконное». Это были плоские, бронзовые и латунные доски, различные по размеру и весу, издававшие, удивительно красивые, непохожие ни на что звуки.
Александр Иванович — человек незаурядный и необыкновенно талантливый. Он создал это направление — музыка на плоских колоколах или билах – так называют его инструмент.
Само название било, — старинное. Вот краткие сведения о нем.
В первые века христианства в Римской империи и других местах было принято созывать народ к молитве будильными колотушками, представлявшие собой деревянные или металлические доски, по которым ударяли молотками.
Эта традиция закрепилась на православном Востоке, где долгое время не прибегали к употреблению колоколов как таковых, пользуясь по примеру Византии билом.
Бывало и металлическое било, которое в таком случае называлось клёпалом. Его делали в виде доски или коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и имела голос звучащего неба — грома небесного. То есть были звуки, но не было мелодий.
Известна такая цитата : «И повелел Сергий звонить в било.» Это из «Жития Сергия Радонежского», автор Епифаний Премудрый.
Красота этой музыки необычайна, эмоциональное воздействие очень сильное. Ее трудно описать. Это не простой колокольный звон. Звуки очень долгие по продолжительности, грустные, щемящие так сильно проникают в душу, что невозможно их забыть.
За рубежом его колокола назвали плоскими. Их сейчас отливают в Италии, и звучат они во многих странах Европы. Их можно услышать в театре имени Немировича-Данченко и в Мариинке. Они находятся не менее, чем в 150 церквах, в том числе и вблизи Троицево-Сергиевой Лавры.
Только в одной Москве жихаревские колокола есть в 30-ти Храмах. Но более всего он любит звучание своих колоколов в маленьких сельских церквах, где звук било разносится далеко по окрестностям.
Теперь и все желающие могут услышать эту музыку. Правда, для неё уж точно mp3 является только ознакомительным вариантом, даже родной CD куцевато звучит в совецких квартирах, на балконе, чтоль, слушать? Остаётся Коломенское, по выходным, начиная с Пасхи (по-моему, единственный день, когда выносится и басовая часть инструмента, на этом диске она тоже есть), всё тёплое время года, с обеда и, подчас, до сумерек.