Не тайна, что саундтреки бывают разными. Бывают цельные произведения, написанные специально под настроение и ощущение фильма. Музыка из них иногда становится самостоятельной и живет долго. Так писали Морриконе, Фрэнсис Лэй и Эдуард Артемьев. Сейчас, после проведения «тарантинофикации» кинокультуры, в моду вошли нарезки из ветхих мелодий и бабушкиных хитов. Саундтрек к, вероятно, лучшему российскому фильму последних лет, «Возвращению», безусловно, относится к первым. Музыка, сочиненная композитором Андреем Дергачевым и разбавленная фоновым фрагментом «Реквиема» В.А. Моцарта в исполнении Государственного академического хора СССР и народной песней «Не из саду», сделана в бомжовой манере, пробирающей до мозга костей. Основная часть — тонкое плетение электронных кружев, эмбиент, действительно погружение как будто под воду (есть даже трек «Под водой»), имитация мугама, плач скрипки и опять гул электроники — гимн Азиопе со всеми ее проблемами и вопросами. Несмотря на вкрапления фрагментов текста из фильма, хочется воспринимать эту фонограмму как цельное и единое произведение, почти случайно совпадающее с кино тематически — глубиной и непознаваемостью души, выраженной тем не менее такими простыми словами — «мать», «отец», «жизнь». И собственно вопрос по поводу этой фонограммы остается только один — вспомним ли мы о ней, скажем, лет через десять. Но это уже вопрос ко времени.Александр В. ВОЛКОВ.